Автор: Ижбулдина Гульсум Хуснулловна
Место работы: МОУ Акбашевская СОШ, учитель начальных классов
Внеурочная деятельность учащихся.
Воспитание
является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с
обучением. Его основная педагогическая цель – воспитание нравственного, инициативного и компетентного гражданина
России. Внеурочная деятельность школьников
- школа после уроков. Это понятие, объединяющее все виды
деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно
решение задач их воспитания и социализации.
Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных
учреждений Российской Федерации, организация занятий по направлениям внеурочной
деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и
в формах, отличных от урочной системы обучения.
Внеурочную деятельность детей нельзя рассматривать как некий
придаток, только лишь расширяющий возможности образовательных стандартов.
Основное его предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся
индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.
Внеурочная деятельность
даёт детям возможность заниматься художественным и техническим
творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью,
спортом и исследовательской работой, общественно полезной и проектной деятельностью
- в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциональными
возможностями.
Внеурочная деятельность
создаёт условия для неформального общения ребят одного класса или
учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую
направленность:
·
вечера встреч с интересными людьми: поэтами,
писателями родного края, ветеранами В.О.войны и труда, др.
традиционные школьные праздники и памятные дни: День Знаний,
Посвящение в первоклассники, День учителя, Осенний бал, Неделя прав человека,
Новый год и др.
экскурсии, походы;
·
посещение театров;
·
уроки-дискуссии и др.
Внеурочная
деятельность тесно связана с
дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для
развития творческих интересов детей и привлечения их к музыкальной,
художественной, технической, спортивной и другой деятельности.
При
организации внеурочной деятельности школа опирается на приоритетные принципы:
· свободный выбор ребёнком видов и сфер
деятельности:
ориентацию
на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
возможность
свободного самоопределения и самореализации ребёнка;
· единство обучения, воспитания,
развития;
· практико-деятельностную основу
образовательного процесса.
Условия
развития внеурочной деятельности детей в
школе
Развитие системы внеурочной деятельности детей зависит от успешности решения
организационных, кадровых, программно-педагогических, психологических задач.
Важным периодом в развитии и становлении личности является
начальная школа. В возрасте 6-10 лет творческие способности детей активно
развиваются, ведь младшие школьники открыты, восприимчивы и любознательны.
«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из
них может сделать самостоятельно», - писал Л.С.Выготский.
Цели внеурочной деятельности связаны с созданием условий для:
1)
проявления
и развития интересов ученика на основе свободного выбора, постижения
духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;
2)
позитивного
общения учащихся в школе и за её пределами, проявления инициативы и
самостоятельности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
3)
Школа
после уроков подобна творческой лаборатории, где ученики проявляют творчество,
раскрывают интересы, увлечения, своё «Я», делают выбор, свободно проявляют
волю, раскрываются как личности. Важно заинтересовать учащихся занятиями после
уроков, постараться, чтобы школа стала для них вторым домом. Это даст
возможность превратить внеурочную деятельность
в полноценное пространство воспитания и образования.
В нашей школе после уроков ученики могут заняться ритмикой,
музыкой, изобразительным искусством, подвижными играми, узнать побольше о мире
профессий и о себе, посетить библиотеку и постараться подружиться с книгой,
оформить своё портфолио.
Этой деятельностью с учениками занимаются не только классные
руководители, но и библиотекарь, учитель физической культуры, руководитель
школьного музея, преподаватели музыки и изобразительного искусства.
Программно-методические
условия
Разработка
дополнительных образовательных программ нового поколения предполагает учет ряда
принципов:
· ориентация на широкое гуманитарное
содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие
ценности;
· формирование у школьников целостного
эмоционально-образного восприятия мира;
· обращение к темам, проблемам, которые
недостаточно представлены в основном образовании;
· развитие познавательной, социальной,
творческой активности ребёнка, его нравственных качеств;
· обязательная опора на содержание
основного образования, использование его
историко-культурологического компонента;
· реализация единства образовательного
процесса.
Направления
могут быть реализованы в следующих видах внеурочной
деятельности:
1. игровая деятельность;
2. познавательная деятельность;
3. проблемно-ценностное общение;
4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5. художественное творчество;
6. социальное творчество (социально
значимая волонтёрская деятельность);
7. трудовая (производственная) деятельность;
8. спортивно-оздоровительная деятельность;
9. туристско-краеведческая деятельность.
Школа
рассматривает обозначенные выше направления внеурочной деятельности как
содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных
программ.
В этом
2013-2014 учебном году я работаю в 1 а
классе. Внеурочная деятельность у нас
осуществляется через такие занятия:
1. «Я учу башкирский язык»
2. «Занимательная математика»
3. «Умелые руки»
4. «Удивительный мир книг»
5. «В гостях у Витаминки».
2 класс
1. «Ритмика»
2. «Разговор о правильном питании»
3. «Здоровейка»
4. «Занимательная грамматика»
5. «Хочу всё знать»
6. «Мы изучаем английский»
7. «Этика: Азбука добра»
8. «Как хорошо уметь читать»
3 класс
1. «Здоровейка»
2. «Юный математик»
3. «Земля - наш дом»
4. «Весёлые нотки»
5. «Этика: Азбука добра»
6. «Краеведение»
7. «Занимательный русский язык»
8. «Умелые руки»
9. «Школа - наш дом».
Очень важно, что внеурочная деятельность, будь то танцы,
песни, живопись, или театрализация, приносит учащимся истинную радость и даёт
возможность проявить себя в творчестве. Задатки творческой деятельности есть у
каждого ученика. Учителю надо с помощью разнообразных методов и приёмов работы
во внеурочной деятельности обнаружить их и, исходя из них, сформировать
неповторимую творческую личность.
Литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – С.31.
2.Сборник рабочих программ «Школа России». – М.: Просвещение,
2011. – С.9.
3.Примерные программы внеурочной деятельности. – М.:
Просвещение, 2010.
4.Проектные задачи в начальной школе. – М.: Просвещение,
2010.
5.Баранцева О.И. Внеурочная деятельность – инструмент
творческого развития личности. // «Начальная школа». - №6. – 2013. – С.81.
Комментариев нет:
Отправить комментарий