Ижбулдина
Гульсум Хуснулловна
Учитель начальных классов
МОУ «Акбашевская СОШ»,
д. Акбашева Аргаяшского района
Челябинской области.
Тема: «Осуществление системно
– деятельностного подхода на уроках в
начальных классах».
Аннотация.
Обучение по стандартам второго поколения началось
именно с начальных классов. Поэтому
нам, учителям начальных классов,
предстоит научить детей получать знания самим, додуматься до истины, делать умозаключения, а потом и применить на
практике. Всё это делать через деятельность, дидактическую игру, групповую
работу.
Ключевые слова: метод, проект,
информация, приоритет, стандарт, деятельность, шаблон, дирижёр, принцип.
Key words: method, project, information, priority, standard,
activity work, pattern, conductor, principle.
«Осуществление системно – деятельностного
подхода на уроках в начальных классах».
1 сентября
2011 года первоклассники нашей школы, как и все малыши РФ начали учиться по
новым стандартам. Федеральный государственный образовательный стандарт второго
поколения строится на системно -деятельностном
подходе. Это главное условие реализации ФГОС. Нашей стране нужны такие люди,
которые могут самостоятельно принимать правильное решение, найти выход из
нестандартной ситуации. Они должны уметь сотрудничать, общаться, видеть
конечный результат. Ведь будущее поколение – это строители нашей жизни. От них
зависит судьба России. «Мы вместе должны
сделать Россию крепкой, сильной!» В.В.Путин.
Системно - деятельностный подход
реализуется с помощью технологии деятельностного метода-метод обучения, при
котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе
учебно-познавательной деятельности. Для меня пожалуй, это самое трудный момент
в обучении. Не всегда ученики сделают правильные выводы, медленно будут думать. А у учителя
времени в обрез. Но жизнь требует перестройки в учительской работе. Нужно уйти от традиционных взглядов,
шаблонов, фронтальной работы с классом.
В китайской мудрости есть слова: «…я делаю - я усваиваю». Именно мы
должны включить ученика через действия в учебную деятельность, чтобы они
самостоятельно вникли в новую тему, а потом и применили на практике полученные
знания. Учитель как дирижёр: он направляет деятельность учеников, корректирует,
привлекает к самостоятельности.
Я много лет проработала в
малокомплектной школе. Приходилось заниматься одновременно с 2, 3 классами. Я
считаю, что именно тогда детей учила групповой работе. Ведь каждый класс
выполнял свою работу. Не сразу дети начнут работать самостоятельно. Сначала
нужно научить алгоритму действий: например, открой нужную страницу, прочитай
задание, подумай, как его выполнть, выполни, проверь и т.д.
Из опыта работы.
Учителя
нашего методобъединения тоже внедряют в своей работе принцип деятельностного
подхода. В октябре у нас в школе прошла декада начальных классов. Мы посетили уроки друг у друга, поделились
своими проблемами. Вот некоторые моменты
из нашей работы.
Из уроков математики.
1.
1 класс. Учительница раздала детям монеты. Задание:
как разными способами набрать 8 рублей?
Ученики через учебную деятельность повторяют состав числа 8 и сложение.
1+1+1+1+1+1+1+1=8
2+2+2+2=8
5+2+1=8
5+1+1+1=8 и т.д.
2. 3 класс.
Открытие нового знания.
-Будем работать в группах. Какие правила работы в группах
надо помнить?
Задание №1.
1 гр. 2 гр. 3 гр.
0:2= 0:4= 0:6=
0:3= 0:5= 0:9=
0:23= 0:17= 0:32=
Вывод: 0:а=…
Вывод: 0:а= Вывод: 0:а=
Представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
Записывают выводы в тетрадь открытий.
3. 3 класс. Даётся задание: внимательно
посмотрите на эти числа.
36, 16,
28, 8, 40,
20, 4.
- Что можете
сказать? Каких ответов не хватает? К каждому ответу назовите соответствующий
пример.
4.
3 класс. Что можно сделать с этими числами?
3
9
10
12 5
20
100
239
-Да, их
можно прочитать, сравнить, выполнить действия с числами 1-го столбика и 2-го
столбика. Найдите сумму каждой пары.
- Умножим
каждое число 1-го столбика на 5. Где затруднились? Это новая тема. Как быть?
- Чем будем
заниматься сегодня? Что поможет решению нашей проблемы?
5.
4 класс. Даны выражения. Что скажете?
6357:39
4891:73
4183:47
179375:625
- Разделим
примеры на группы. Что нужно знать, чтобы решить выражения 1-ой группы?
(Алгоритм). А как разделить на
3-хзначное число?
-Я предлагаю
разделиться на группы и попробовать решить это выражение. Какое открытие
сделали?
В данной
ситуации состыковались «знание» и «незнание». Дальше идёт поиск выхода из сложившейся ситуации.
6.. Урок русского языка.
Даётся
отрывок из стихотворения:
Осень наступила.
Высохли цветы.
И глядят
уныло голые кусты.
Вянет и
желтеет травка на лугах.
Только
зеленеет озимь на лугах.
-Какое
чувство вызывает это стихотворение? Почему у меня на душе грусть, печаль?
-Найдите
орфограммы.
-Прочитайте
нераспространенные предложения. Распространите их. Разберите каждое предложение
по членам. Почему оно распространенное?
7. 3 класс. Детям раздаются карточки со словами: парта, яблоко, стол, туман, иней, мороз, снежинка, поле, солнце, туча.
Ученикам нужно построиться в 3 ряда:
1 ряд – со словами мужского рода;
2 ряд - со словами женского рода;
3 ряд - со словами среднего рода.
8. 4 класс. Игра «Рыбки».
Ученикам раздаются слова на листочках в форме рыбок. Нужно
прочитать слово, узнать склонение и падеж, а затем положить «рыбку» в
соответствующее «ведро»:
1 « ведро»- слова 1
склонения;
2 «ведро» - слова 2
склонения;
3 «ведро»- слова 3 склонения.
9. 4 класс. Нестандартное
задание: соединить вопросы, вспомогательные слова с падежами:
Кому? Р.п.
Вижу Д.п.
Нет В.п.
Без предлога
Не употребляется
П.п.
Кого? И.п. и В.п.
Что? И.п.
Подлежащее
Р.п.
10. На уроке литературного чтения проводится
групповая работа. Даются отрывки из произведений и их названия. Нужно их
соотнести.
«Дед стал
очень стар.
«Котенок».
Ноги у него
не ходили, глаза не видели,
уши не слышали, зубов не было». «Филиппок».
«Были брат и
сестра - Вася и Катя;
У них была
кошка. Весной кошка пропала».
«Старый дед и внучек».
«Был
мальчик, Звали его Филипп».
Деятельностный метод обучения - это обязательное и необходимое условие
овладения знаниями. Я думаю, что в
будущем ученики научатся самостоятельно добывать знания, применять их на практике, смогут найти правильное решение любой жизненной задачи.
В конце урока можно подвести итог по схеме:
|
Сегодня на уроке
|
узнал, открыл для себя…
|
|
|
научился, смог…
|
|
|
Могу похвалить себя и своих
одноклассников за …
|
Возьмите листочки с «лесенкой знаний».
-Поднялся ли кто-нибудь на ступеньку выше?
-А кто ещё остался на том же месте?
-Что нужно, чтобы подняться выше?
-А как я могу вам помочь?
-Что для вас было трудным?
- Где можно применить новое знание?
-Нарисуйте, с каким настроением вы заканчиваете урок?
-Я желаю всем успехов!
Вывод: системно-деятельностный метод учит детей самостоятельности,
развивает нестандартное мышление.
Качество успеваемости выросло на 15 %.
Литература:
1.Сборник рабочих
программ.---Москва. Просвешение,2011.
2.Т.В.Титкова, Э.З.Горбачёва, Л.В.
Цыганок Открытые уроки. -Москва, 2008.
3. О.В.Сафронова Приглашаем на
урок.- Волгоград, 2009.
Комментариев нет:
Отправить комментарий